Методическая работа в школе
Система эффективной подготовки обучающихся к ГИА
(опыт работы МКОУ «Кемсиюртовская СОШ)
Сегодня я хочу представить опыт своей работы по теме «Система эффективной подготовки обучающихся к ГИА». Интерес к ней не случаен, так как результаты ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ являются одним из показателей качества образования в школе и играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся и их родителей.
Перед современной школой поставлены серьезные задачи, решать которые необходимо совместными усилиями.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а реализацию целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Успешность сдачи экзаменов выпускниками во многом зависит от предварительной подготовке всех участников образовательного процесса к этому напряженному периоду. В нашей школе накоплен определённый опыт по организации и управлению процессом подготовки к ГИА, который лег в основу школьной программы по подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.
В школе работа организованна таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: успешное прохождение ГИА.
Организация подготовки ГИА начинается с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Проанализировав полученные результаты, НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ И ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ учителей-предметников ставим задачи подготовки учащихся к ГИА, продумываем пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к ГИА в текущем году, вырабатываем алгоритм деятельности школы по подготовке к экзаменам, а также работаем над созданием условий для использования форм подготовки учащихся к сдачи ГИА (факультативные и элективные курсы, индивидуальные консультации по предметам).
Немалую роль учащихся к ГИА играет информационная грамотность. В течение всего учебного года администрацией школы ведется систематическая информационная работа по трем направлениям: информационная работа с педагогами, с учащимися и их родителями.
В своей деятельности по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням, эти папки с документами пополняются в соответствии с их поступлениями. Все нормативно-правовые документы рассматриваются в течение года на совещаниях и педагогических советах.
Педагоги школы на заседаниях ШМО анализируют инструктивно-методические письма , презентуют опыт по подготовке учащихся к ГИА через единые методические дни и предметные декады, участвуют в краткосрочных курсах, вебинарах, семинарах по подготовке и проведению ГИА.
Классные руководители поддерживают связь с учителями-предметниками по выявлению улучшения качества освоения обучающимися общеобразовательных программ, ведут оперативный контроль посещаемости индивидуальных и групповых занятий . Результаты посещения индивидуальных консультаций и достижений обучающихся доводят до администрации школы и родителей выпускников.
Информирование учащихся и их родителей по вопросам ГИА происходило через систему родительских собраний, классных часов с участием администрацией школы и представителями отдела образования. Работа с учащимися в большей степени проводится в форме инструктажей по правилам поведения на экзамене и по заполнению бланков. Все вопросы отражаются в листах информирования под личную роспись учащихся и их родителей.
В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации, собеседования учителей-предметников для обучающихся и их родителей по вопросам подготовки к ГИА, по предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию, родителям регулярно доводятся результаты успеваемости, письмом-уведомлением напоминаем родителям об ответственности за получение их детьми образования, обращаемся с просьбой усилить контроль над успеваемостью, посещаемостью учебных занятий, обсуждаем общие действия по повышению учебной мотивации.
Зам по УВР разработала специальные папки с полным материалом для эффективной подготовки к экзаменам.
В школе для обучающихся , с учетом индивидуальных особенностей, созданы все условия для того, чтобы качественно подготовиться к экзаменам по предметам .
Для повышения эффективности работы с разными по уровню группами учащихся, в сентябре администрацией школы совместно с учителями-предметниками , классными руководителями проводится мониторинг по выявлению категории обучающихся, составляется банк обучающихся по индивидуальной подготовке к государственной итоговой аттестации.
Все учащиеся делятся на 2 группы:
1. Группа «риска»- учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов.
2. Группа «сильных»- учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к экзаменам, как в урочное, так и во внеурочное время (факультативные, элективные курсы, предметные кружки, индивидуальные и групповые консультации для учащихся по ликвидации пробелов). Для слабоуспевающих учащихся организуются бесплатные дополнительные занятия по предметам. Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном контроле.
Согласно плану ВШК администрацией школы проводился контроль за подготовкой к ГИА по двум направлениям: мониторинг качества обученности и мониторинг качества преподавания предметов.
1. Мониторинг уровня качества обученности обучающихся выпускных классов осуществлялся посредством и последующего анализа контрольных работ, контрольных срезов, тестовых заданий различного уровня, пробного тестирования. Результаты данных работ описаны в протоколах работ, обсуждены на совещаниях при дикторе и на заседаниях ШМО. Эти данные использовались педагогами для прогнозирования дальнейших действий по улучшению качества преподавания.
2. Мониторинг качества преподавания предметов учебного плана осуществлялся в рамках внутришкольного контроля путем посещения уроков, проведения административных тематических проверок. По итогам проводятся собеседования с учителями, давались конкретные рекомендации по использованию эффективных методик и технологий преподавания в выпускных классах, направленных на повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
Значимую роль играет и качественный состав педагогов, ведь ни для кого не секрет, что качество знаний обучающихся напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки самого учителя. В школе ___21___ учителей. Эти педагоги добиваются значительных результатов на уровне района, региона по различным показателям.
Все эти параметры в совокупности оказывают положительное влияние на общую подготовленность обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если они базируются на принципах системности и гибкости, когда подготовка ведётся последовательно, слаженно работает команда педагогов, управленческий аппарат школы и родители обучающихся.
Если все это будет действовать в системе, то непременно приведет к желаемым результатам- повысится уровень знаний обучающихся, а с ним- успех на ГИА.